Вторник, 16.07.2019, 23:40






Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 48
Форма входа



Закаливание

Закаливающее действие

Закаливающее действие воды определяется не только ее температурой, но и площадью кожных покровов, смачиваемых водой, продолжительностью процедуры и силой давления массы воды. Следуя общим правилам закаливания, раздражающее действие воды увеличивают постепенно. По мере нарастания силы раздражения водные процедуры можно рассматривать в определенной последовательности. Наименьшее раздражающее воздействие оказывают короткие местные процедуры (смачивается ограниченная поверхность тела): местное обтирание и местное обливание, затем следует местная ванна, при которой вода действует продолжительно.

Более резкое влияние оказывают общие процедуры (вода соприкасается со всей поверхностью тела) как непродолжительного действия — общее обтирание и общее обливание, так и более длительного действия — общая ванна. И, наконец, наибольшими раздражителями являются душ, купание в бассейне и в открытом водоеме. Кроме температурного фактора, во время приема душа на кожу действует еще сила давления множества отдельных струй воды, а во время купания в открытом водоеме — давление и выталкивающая сила массы воды в совокупности со всем комплексом раздражающего влияния воздуха.

Постепенного увеличения влияния воды можно достичь различными способами и их сочетанием: заменой слабо действующих процедур сильно действующими, местных — общими, изменением температуры воды и продолжительности процедуры. Выбирая различные сочетания, учитывают индивидуальные особенности детей,

Все гигиенические процедуры, основанные на использовании воды, при правильной их организации оказывают также и закаливающее влияние. Не принесет должного эффекта закаливание водой, если специальные закаливающие процедуры проводятся холодной водой, а обычное гигиеническое умывание — теплой. Сочетание гигиенических процедур с закаливающими необходимо. Этим достигается систематическая тренировка при максимальном сокращении времени, специально отводимом на закаливание. К тому же соединение гигиенических процедур с закаливающими оказывает положительное психологическое воздействие, воспитывает у взрослых и детей сознательное отношение к закаливанию как органически необходимому мероприятию в режиме дня.

Начинать закаливание водой надо всегда с наименее резких воздействий — местных обтираний или обливаний, постепенно переходя к общим. Температуру воды снижают постепенно. Чем короче по времени влияния и ограниченнее по площади воздействия процедура, тем холоднее может быть вода.

Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной температуре воздуха. Нет необходимости специально нагревать воздух, но обеспечить отсутствие сквозняка надо обязательно. Даже короткое воздействие прохладного воздуха на мокрую кожу может вызвать резкое переохлаждение. В жаркое летнее время, когда водные процедуры проводятся под открытым небом, дети также должны быть защищены от ветра.

В качестве местных закаливающих водных процедур можно использовать умывание после ночного и дневного сна; мытье рук перед едой, после прогулки и пользования туалетом; мытье ног перед сном; обтирание; игру с водой. Все эти процедуры обычно проводятся в одно и то же время, соответственно режиму.

Начальная температура воды для местных процедур (местное обтирание или обливание рук, ног) равна +28°, она близка к температуре кожи на лице, стопах, кистях рук. Такой водой умывают детей первых месяцев жизни, больных детей более старшего возраста.

В 3—4месячном возрасте температуру воды для умывания начинают постепенно снижать, уменьшая на

1—2° через каждые 5—6 дней. Снижение температуры продолжается до +20°, такой водой детей умывают до годовалого возраста. Для других местных водных процедур, проводимых с детьми на первом году жизни, температура воды изменяется подобным же образом.

Дети старше 1 года обычно умываются и моют руки холодной водой изпод крана без добавления теплой. Только в сильные морозы, когда температура водопроводной воды может быть +10, +12°, ее надо подогревать до +14, +16°. Но для всех, впервые начинающих применять местные водные процедуры (обтирание, обливание), начальная температура воды должна быть +28°. Спустя неделю при ежедневном повторении процедур температура воды снижается на 1—2° через каждые 1—2 дня, а для ослабленных детей — через 4—5 дней. Конечная температура воды для проведения местных процедур: с детьми первого года жизни равна +22, +20°; с детьми от 1 года до 3 лет— +18, +16° и с детьми

4—7 лет 116, +14°. Применение более холодной воды

для закаливания детей дошкольного возраста не рекомендуется.

Эффективность водных закаливающих процедур, как и других видов закаливания, во многом зависит от правильного, квалифицированного их выполнения, где имеет большое значение каждая, на первый взгляд мелочь. Поэтому следует подробно остановиться на выполнении каждой процедуры.

Обязательное требование для взрослых, обслуживающих детей: руки должны быть чисто вымыты, ногти коротко острижены, кожа на ладонных поверхностях кистей мягкой и теплой. Если кожа жесткая, то ее смазывают вазелином, холодные руки согревают, кольца, перстни обязательно снимают

 

Умывание обтирание мытье рук

В первые недели жизни ребенка кожу его лица моют ватным тампоном, смоченным в теплой кипяченой воде. Все складки кожи на лице, конечностях и туловище обрабатывают вазелиновым или прокипяченным подсолнечным маслом. Грудных детей с 1,5—2 месяцев и детей раннего возраста умывают рукой. Детям до 1 года при умывании моют лицо и кисти рук. Лицо моют водой без мыла и сразу же вытирают мягким сухим полотенцем. К концу первого года жизни при умывании лица моют шею и за ушами. Умывая ребенка старше 2 лет, ему одновременно моют шею, обтирают (рукой) верхнюю часть груди и моют с мылом руки до локтя. Во втором полугодии второго года начинают приучать детей мыть руки, на третьем году — самостоятельно мыть лицо и руки и вытирать их, однако до прочного усвоения этого гигиенического навыка внимательное наблюдение взрослого и своевременное оказание помощи детям необходимы.

Детям 3—4 лет во время утреннего умывания проводят обтирание рук и туловища до пояса варежкой из мягкой ткани, смоченной в воде соответствующей температуры. Сухое обтирание кожи, следующее непосредственно за влажным, осуществляется мягким сухим полотенцем с применением легкого массажа кожи поглаживающими движениями в направлении от кистей рук к плечам и круговыми движениями по поверхности спины, груди, боков. Вся процедура умывания, влажного и сухого обтирания занимает 2—3 минуты.

Воспитатели в детских учреждениях должны уделять особое внимание детям при проведении этих обычных гигиенических процедур. Если дети, умываясь, забрызгали чулки, белье или намочили рукава рубашки, то надо без промедления сменить мокрую одежду, так как одежда, высыхая на ребенке, вызывает сильное охладающее действие. Не исключено, что пренебрежение этим правилом является одной из причин более частых заболеваний катарами верхних дыхательных путей у детей, воспитывающихся в детских учреждениях, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье.

Детей 4—5 лет приучают к самостоятельному обтиранию до пояса. В дошкольном учреждении этот процесс можно организовать после дневного сна (или утренней зарядки) следующим образом: дети остаются в одних трусах. Каждый обертывает свое полотенце вокруг талии и берет мягкую варежку. 10—12 детей встают вокруг ведра (таза) с водой нужной температуры. В воду кладут варежки. Дети берут их, отжимают, надевают на левую руку и обтирают правую по направлению от пальцев к плечу. Затем надевают варежку на правую руку и так же обтирают левую, шею и грудь. Затем каждый ребенок снимает варежку, передает ее сзади стоящему ребенку и в то же время получает варежку от впереди стоящего товарища и ею обтирает ему спину.

Закончив влажное обтирание, дети снимают варежки и быстро вытирают полотенцем руки, шею, грудь и спину (перекинув полотенце через плечо и потягивая его за концы). Эту процедуру можно провести в любом помещении, но не допускать появления сквозняка.

 

 

Местное обливание

Несколько более сильное действие оказывает обливание, так как раздражающий эффект вызывается при этом не только температурой воды, но и давлением ее массы. Систематическое обливание стоп и нижней части голеней водой постепенно снижающейся температуры дает хороший закаливающий эффект— уже через 1 —1,5 месяца у детей не возникает катара верхних дыхательных путей после резких изменений температуры окружающего воздуха. Сеть кровеносных сосудов, расположенная под кожей нижних конечностей, играет существенную роль в общей терморегуляции организма. Установлена рефлекторная связь между тонусом и величиной просвета подкожных кровеносных сосудов ног (стоп и голеней) и кровеносными сосудами, находящимися в слизистой оболочке носа и верхних дыхательных путей. Повидимому, именно эта рефлекторная связь объясняет то, что при резком охлаждении ног у незакаленного человека появляется насморк.

Закаливающая процедура обливания ног прохладной водой может сочетаться с гигиенической процедурой мытья ног перед сном. Одновременно с закаливанием у ребенка, начиная с раннего возраста, вырабатывается полезная гигиеническая притычка. Поэтому целесообразно обливать ноги перед укладыванием ребенка в постель. Но принципиального значения для закаливания время обливания не имеет, желательно только, чтобы оно повторялось ежедневно в одних и тех же условиях, в один и тот же час (способствует образованию условных рефлексов на время и обстановку). Более важное значение имеет температура кожи ног перед обливанием. В нормальных условиях температура кожи на стопах равна +29, +30°, при этом у ребенка нет ощущения холодных ног и на ощупь они теплые. В этих условиях обливание прохладной водой вызовет рефлекторные реакции организма, лежащие в основе закаливания. Однако при неблагоприятных условиях температурного режима в помещении, когда пол в помещении холодный, или холодный воздух проникает через щели под дверью, или при медосмотре взрослых ребенок ходит в промокших чулках.— все это может быть причиной охлаждения ног у ребенка.

Наши исследования показали, что обливание ног прохладной водой повышает тонус общей сосудистой сети. Увеличивает частоту пульса, легочную вентиляцию и газообмен в тех случаях, когда температура кожи стоп выше температуры воды на несколько градусов. В гораздо меньшей степени физиологические функции изменялись в тех случаях, когда разница в температуре кожи стоп и воды была незначительной или совсем отсутствовала. Отсюда практический вывод: холодные ноги бесцельно обливать холодной водой, так как это не вызовет необходимого для закаливания комплекса рефлекторных реакций. В таких случаях надо любым способом согреть ноги ребенка (сделать теплую ножную ванну, приложить к ногам грелку, натереть стопы скипидарной мазью, надеть шерстяные носки и т. п.) и затем уложить в постель. Согревание ног будет способствовать быстрому засыпанию ребенка. Необходимо также устранить причины, вызывающие охлаждение ног. Прохладные закаливающие обливания в таких случаях можно провести во время подъема детей после сна.

Для обливания обычно пользуются ковшом или лейкой так, чтобы смочить сразу всю обливаемую поверхность — стопы и нижние половины голеней. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется '/г—7з л воды соответствующей температуры. Обливание продолжается 15—20 секунд. После него надо насухо вытереть ноги мягким полотенцем. Вытирание сопровождается поглаживающим массажем в направлении от пальцев к колену. Легкое порозовение кожи свидетельствует о правильно проведенной процедуре, которая в общей сложности продолжается 2—3 минуты. Затем ребенка укладывают в постель или обувают (если обливание проводилось после сна).

В целях экономии времени обливание ног детей 2—3 лет можно проводить в спальне. Готовясь ко сну, дети раздеваются, надевают рубашку для сна, садятся на кровать, берут полотенце и протягивают ноги над полом в торце кровати. Няня (или воспитатель) проходит вдоль ряда кроватей, под ноги ребенка ставит ведро, из другого ведра с водой нужной температуры черпает ковшом воду и выливает ее на ноги ребенка. Затем берет у ребенка полотенце, быстро вытирает ему ноги, укладывает его, накрывает одеялом и переходит к другой кровати, где обливает ноги следующему ребенку и т. д. Вся процедура на каждого ребенка занимает менее 1 минуты. В спальне открывают окна, проветривают помещение, температуру воздуха снижают до +15, + 16°.

В том случае, когда ноги детей оказываются грязными, что часто бывает после прогулки в летнее время, процедура проводится в умывальной комнате. Детям моют ноги губкой, теплой водой с мылом, а затем обливают прохладной водой.

В целях закаливания применяются также и контрастные обливания ног. Непосредственно за обливанием теплой водой (+36°) на ноги льют прохладную воду закаливающей температуры. Начиная со средней группы и старше можно обучать детей всем приемам самостоятельного обливания и вытирания.

Местная ванна. Вместо обливания ног можно применять, короткие ножные прохладные ванны («топтание в тазу») в течение 2—3 минут. Температура воды изменяется так же, как и для обливания. Следует отметить, что в дошкольном учреждении эта процедура менее удобна, так как при большом количестве детей она займет очень много времени, ибо каждому ребенку надо приготовить чистый таз с водой. Обычно этот способ закаливания используют в семье.

Игру с водой можно также рассматривать как местную ручную ванну. Учитывая, что игра с водой продолжается 15—20 минут, важно, чтобы температура воды была +28° (за время игры она несколько снижается). При повторении игры с водой обычно через несколько дней температура воды не меняется.

 

Общие водные закаливающие процедуры

Эти процедуры оказывают более резкое раздражающее влияние по сравнению с местными, что объясняется прежде всего большей площадью воздействия: при общих водных процедурах вода соприкасается одновременно со всей кожной поверхностью, за исключением головы. Кроме того, при общих процедурах водой обливают обычно закрытые части тела: кожные покровы груди и живота, расположенные над органами интенсивной теплопродукции (печенью, сердцем, почками) и потому имеющие более высокую температуру. Специальными исследованиями установлено, что в условиях теплового комфорта температура кожи на груди у детей раннего возраста равна +35° и у детей дошкольного возраста +34, +34,5°. Поэтому в начале закаливания детей грудного возраста для общих процедур короткого действия (обтирания, обливания, душа) используют воду температуры +36, +35°. Незначительная разница между температурой кожи и воды ограничивает раздражающее действие воды только влажностью и давлением. В течение 2—3 недель при ежедневных процедурах температура воды постепенно снижается на 1—2° через 2—3 дня, пока не достигнет +28°, и остается такой в течение всего первого года жизни ребенка. Если общие закаливающие процедуры начинают впервые применять детям дошкольного возраста, то начальная температура воды равна +34, +33°, которая также постепенно снижается в течение 2—3 недель при ежедневном применении до +26° зимой и до +24° летом.

Общие водные закаливающие процедуры не рекомендуется проводить сразу после еды, чтобы не нарушать процессов пищеварения; общие обливания, ванны и купания лучше проводить не раньше чем через 30—40 минут после приема пищи.

 

Общее обтирание

Так же, как и местное, общее обтирание производят варежкой из мягкой ткани, смоченной водой соответствующей температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (это способствует устранению застоя крови в венах и капиллярах). Общее обтирание проводят 1—2 минуты в такой последовательности: сначала обтирают руки, ноги, грудь, живот и спину. Затем вытирают сухим мягким полотенцем с применением легкого массажа до порозовения кожи. На это также уходит 1—2 минуты. Для экономии времени обтирание группы детей организуют следующим образом: в таз с прокипяченными варежками по количеству детей наливают воду соответствующей температуры. Дети раздеваются и подходят к няне, которая берет из таза варежку и обтирает ребенка. Воспитатель или медсестра быстро вытирает его индивидуальным полотенцем. Затем ребенок одевается.

В тех случаях, когда процедура осуществляется одним взрослым, ребенок подходит к нему со своим полотенцем и после влажного обтирания самостоятельно (могут только старшие дошкольники) вытирается насухо. Были случаи, когда няни и воспитатели детского сада, пытаясь «усовершенствовать» процедуру и сэкономить время, сначала делали влажное обтирание нескольким детям подряд, а потом их насухо вытирали. При этом мокрый ребенок какое то время ждал своей очереди на вытирание, в результате чего дети простуживались.

Если в группе не всех детей обтирают водой одной и той же температуры, то вначале процедуру проводят с теми, кому требуется более теплая вода.

При индивидуальном уходе за ослабленными или заболевшими детьми общее обтирание вначале проводят по частям: сначала обтирают руки и сразу же вытирают их насухо, затем следует такое же обтирание ног, груди, живота и спины. После нескольких (5—6) процедур переходят к обтиранию сразу всего тела.

 

Общее обливание

Воду требуемой температуры приготавливают в баке и затем черпают из него ковшом. При обливании сосуд с водой поднимают всего на 6—8 см от тела ребенка и выливают воду на плечи, грудь, спину. Голову обливать не рекомендуется, обливание головы допускается только в жаркие летние дни. Лучше всего во время обливания поставить ребенка на деревянную решетку, под которой имеется сток для воды. Если такой возможности пет, ребенка ставят в таз или ванну. Обливание продолжается 20—30 секунд. Затем ребенка быстро вытирают сухим полотенцем, слегка массируя кожу до ее легкого порозовения. Вся процедура продолжается 2—3 минуты.

 

Общий душ.

Действие воды при обливании из душа усиливается давлением множества отдельных тонких струй. Распылитель душа поднимают над плечами ребенка на 50 см. На голову надевают купальную шапочку. Ребенок стоит под душем 30—40 секунд, затем вытирается сухим полотенцем. Проводя процедуру в детском учреждении, необходимо помнить: каждый следующий ребенок встает под душ только после того, как насухо вытерт предыдущий; температура воды измеряется непосредственно перед обливанием. Так как подача горячей и холодной воды в смеситель не всегда равномерна, то термометр лучше всего подвесить под распылителем, чтобы своевременно регулировать температуру воды. Если нет своевременного контроля, то одни дети могут получить чрезмерно теплое, другие чрезмерно холодное обливание. И то и другое противопоказано — нарушается ритм тренировки, правило постепенности усиления раздражителя при таком закаливании не соблюдается. Подобные ошибки могут быть причиной слабой эффективности закаливания, а при неоднократном повторении даже вызвать отрицательный результат (переохлаждение). Если душ используется с гигиенической целью, то ребенка моют теплой водой (36е) и после мытья обливают водой соответствующей температуры

 

Портал госуд.услуг
Сетевой город
ККИДППО
Образование
Архив записей

Детский сад №6 "Солнышко" ст. Октябрьская © 2019
Создать бесплатный сайт с uCoz